А.И. Солженицын «Матрёнин двор».

Вопросы к анализу произведения.


1. О Матрене Васильевне мы узнаем из рассказа героя — повествователя, единственного человека, понявшего и принявшего Матрену. Повествователь близок автору, однако не равен ему. Автор намеренно подчеркивает это дистанцирование от героя-рассказчика, давая ему “имя — отчество” Игнатич. Что узнаем мы о нем из пролога?

Ответ: Рассказчик, Игнатич, вернулся из азиатской глуши после десяти лет лагерей, просит, чтобы его определили вглубь, именно в «нутряную» Россию (далеко внутри), «кондовую» Русь («крепкий, прочный, исконный, сохранивший старые обычаи, устои»). Поиски ведут его в глубинку, где за «дремучими, непрохожими лесами» могла сохраниться исконно русская душа. — Понятно, что Игнатич ищет самого себя (обратите внимание – нет имени , совсем недавно — только номер), здесь он пытается обрести внутреннюю устойчивость, духовно-нравственную опору.


2. Свои или чужие грехи искупил Игнатич?

Ответ: Игнатич — это постоялец главной героини, который захотел жить в глубинке, успокоиться душой, провести дни мирно и спокойно среди простых людей в незамысловатых радостях. Он отбыл наказание в тюрьме и вернулся к обычной жизни через десять лет. Да, искупил грехи, да не свои, а потерял свободу из-за того, какая жизнь, власть в то время. В чем мог быть виноват Игнатич, вернувший работу учителя математики в провинциальной школе? Здесь, рядом с Матреной ему живется просто и беззаботно, отдаваясь работе, он обрел душевное спокойствие и забыл тяжкое бремя рядом с необыкновенной женщиной, о которой впоследствии поймет, что она настоящая праведница.


3. В чем схожи судьбы писателя и героя рассказа?

Ответ: История, которая показана автором произведения и поведана рассказчиком Игнатичем, автобиографична. Солженицын вернулся из ссылки и работал учителем в деревне Мильцево. Он жил у женщины по имени Матрена Васильевна Захарова. В своем произведении показал простую деревенскую жизнь и добрую, отзывчивую женщину. История невымышленная и правдивая, у автора и Игнатича один взгляд на жизнь, реалистично показана сельская жизнь и быт.


4. Вспомните, при каких обстоятельствах происходит первое знакомство читателей с Матреной?

Ответ: Когда главный герой пожелал жить в глубинке России подальше от города, его направили в Торфопродукт. Там женщина, продавшая молоко, помогла пристроиться постояльцем к Матрене, у которой нет родственников, и живет одна, поэтому примет к себе. Только у нее «не так уборно». Игнатичу понравилась просторная изба, там он увидел женщину на печи под тряпьем около шестидесяти лет — свою будущую хозяйку в комнате среди «толпы фикусов» в горшках у окна. Она беседовала, не вставая со своего места, где лежала ничком, к двери головой — женщина с желтоватым лицом и замутненным от постоянных страданий из-за болезни глазами. Таково было первое впечатление.


5. Хочет ли Матрена заполучить такого “выгодного” постояльца? Подтвердите свой ответ цитатой из текста.

Ответ: Игнатич «выгодный постоялец», но не до выгоды Матрене. Она «измотана» болезнью, поэтому спешит перенаправить пожить квартиранта у других хозяек, где о нем позаботятся, а она слаба, не каждый раз поэтому приготовит поесть, раз в месяц болеет, по два — три дня ее не отпускает недуг. Но рассказчик сразу почувствовал, что здесь будет жить, а не где-то еще.

«Она не проявила радости заполучить квартиранта, жаловалась на чёрный недуг, из приступа которого выходила сейчас: недуг налетал на неё не каждый месяц <…>»

Матрена заставила искать другие дома, где примут Игнатича, но когда вернулся, была рада ему и встретила уже не на печке, а поднялась навстречу:

«И хотя Матрёна Васильевна вынудила меня походить ещё по деревне, и хотя в мой второй приход долго отнекивалась <…> даже будто удовольствие пробудилось в её глазах оттого, что я вернулся.»


6. Почему рассказчик решает у неё остаться?

Ответ: Рассказчику сразу понравилось и то место, где изба Матрены, потому что неподалеку «речушка с мостиком», и просторный дом с четырьмя окошками на северную сторону, где Матрена одна живет. Игнатич сразу понял, что здесь поселится, у этой простой женщины, которая одна, без радио, с ней можно поговорить по душам, она простая и одинокая женщина с тяжелой судьбой, у нее хорошо будет квартиранту.

«Но я уже видел, что мой жребий был – поселиться в этой темноватой избе с тусклым зеркалом, в которое совсем нельзя было смотреться, с двумя яркими рублёвыми плакатами о книжной торговле и об урожае, повешенными на стене для красоты. Здесь было мне тем хорошо, что по бедности Матрёна не держала радио, а по одиночеству не с кем было ей разговаривать.»

Игнатич узнает хозяйку, как добрую, чуткую, душевную женщину, деликатную и не принимающую гостей, чтобы не мешать работать, с искренней улыбкой.

7. Как проходит обычный день у Матрены?

Ответ: Топила печь, доила козу, ходила за водой, варила, ходила за торфом, за ягодами, копала картофель заготовляла сено для козы


8. Какую историю “колотной житенки” Матрены поведал нам автор-рассказчик?

Ответ: Жизнь Матрены была нелегкой: она проработала четверть века на колхоз, но не на заводе, поэтому нет права на пенсию, которую может получать только «за кормильца». Родственников нет, всю жизнь нелегкий труд, который одна выдерживает. Нет помощи, рано вышла замуж без любви, а ее избранник пропал на войне, затем позвал замуж его брат, а вернувшийся вскоре Фаддей едва не побил. На веку схоронила шестерых детей, воспитывает приемную дочь, добивается с трудом пенсии, всем бескорыстно помогает просто так, даже колхозу, который не забывает ее просить о помощи.

«Много горя и несправедливости пришлось ей хлебнуть на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский, не для всякого мужика посильный труд в деревне, тяжелая «немочь»-болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из нее все соки, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки.»

9. Обозлилась ли на этот мир Матрена, столь жестокий к ней? Подтвердите свой ответ примерами из текста.

Ответ: Матрена не обозлилась на этот мир. Она счастлива тем, что у нее есть, живет работой, она не гонится за материальными благами, ей не надо большого хозяйства, а достаточно козы, ухаживает за хромой кошкой, помогает другим людям.

«Но – удивительное дел! – не обозлилась на этот мир Матрена, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет ее лицо.»


10. Какое было у нее верное средство вернуть себе доброе расположение духа?

Ответ: Матрена улыбалась искренне, всегда доброжелательна, у нее свое средство обрести расположение духа — занять себя работой, быть в делах.

«Я заметил: у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа — работа. Тотчас же она или хваталась за лопату и копала картовь. Или с мешком под мышкой шла за торфом. А то с плетеным кузовом — по ягоды в дальний лес. И не столам конторским кланяясь, а лесным кустам, да наломавши спину ношей, в избу возвращалась Матрена уже просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой.»


11. Как относится Матрена к работе?

Ответ: «Не так, как все, относится Матрена к работе: для нее это понятие схоже с понятиями радость, отдых, лекарство от всех недугов


12. Как используют ее труд окружающие люди?

Ответ: «Бескорыстно помогает она соседкам, искренне восхищаясь размерами чужой картошки. При этом окружающие охотно пользуются ее доб­ротой, никогда не просят, а просто констатируют факт: «Надо будет помочь колхозу»; «Завтра, Матре­на, придешь мне пособить».»


13. Как относятся к Матрене окружающие ее люди?

Ответ: «Родные почти не появлялись в ее доме, опасаясь, по-видимому, что Матрена будет просить у них помощи. Все хором осуждали Матрену, что смешная она и глупая, на других бесплатно работающая. Золовка, признававшая за Матреной простоту и сердечность, говорила об этом “с презрительным сожалением”. Нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием — и дружно осуждали ее за это.»

 
14. Какую роль они сыграли в судьбе главной героини?

Ответ: «Родные почти не появлялись в ее доме, опасаясь, по-видимому, что Матрена будет просить у них помощи. Все хором осуждали Матрену, что смешная она и глупая, на других бесплатно работающая. Золовка, признававшая за Матреной простоту и сердечность, говорила об этом “с презрительным сожалением”. Нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием — и дружно осуждали ее за это.»

15. Были ли в жизни Матрены минуты радости?

Ответ: Жизнь у Матрены нелегкая, но есть небольшие радости. За работой проходит все ее время, временами омрачает состояние — болезнь. Но прожив два месяца, в последнее время меньше болеет героиня, приходит к подруге Маше вечером «семячки пощёлкать». Еще праздник для Матрены — это Крещение, «водосвятие», только это событие тоже омрачилось тем, что котелок с освященной водой люди унесли, не признавшись, кто взял.

Даже за чужих людей радуется, что у них уродилась крупная картошка, которую копает с охотой.

Из житейских бытовых хороших событий — «добилась» пенсии, появились валенки, телогрейка.

Матрене не так много надо для радости. Это простой и одинокий человек, она душевна и рассказывает однажды о жизни Игнатичу.

И хата не самая теплая, к утру сквозняк тепло выдувает, но Матрена одинокая, а квартиранту интересно выслушать женщину.

16. Солженицын разделил свой рассказ на три части. Как их можно озаглавить?

Ответ:

  1. Изображение русской деревни начала 50-х годов.
  2. Жизнь и судьба героини рассказа.
  3. Уроки нравственности.

17. Какие типичные явления русской действительности подчёркивает автор, раскрывая жизнь деревни 50-х?

Ответ: Проработавшая всю жизнь «за палочки», Матрёна украсила свой дом горшками да кадками с фикусами, тусклым зеркалом и двумя яркими дешёвыми плакатами на стене. Автор неоднократно подчёркивает мысль о том, что государству нужны только рабочие руки, а не сам человек: «Была она одинока кругом, а с тех пор, как стала сильно болеть – из колхоза её отпустили.»

«Она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому, что не на заводе, – не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за кормильца».

«Сходит в сельсовет, а секретаря сегодня нет, просто так вот нет, как это бывает в сёлах. Завтра, значит, опять иди. Теперь секретарь есть, да печати у него нет. Третий день иди опять. А четвёртый день иди потому, что сослепу они не на той бумажке расписались…»

Очень знакомая нам картина, подобные мытарства испытал капитан Копейкин, герой поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души», существовавший в литературе за столетие до появления Матрёны. Крепки традиции бюрократизма в России.

18. Озлобилась ли Матрёна или нашла иное средство выживания?

Ответ: Она пыталась самостоятельно решить свои проблемы, не рассчитывая на государство, которому она отдала четверть века непосильного и бесплатного труда: добывала траву для козы, торф для тепла, собирала старые, вывороченные трактором пеньки, мочила на зиму бруснику, растила картошку, помогала выживать и тем, кто находился рядом.


19. Почему Матрёне приходилось воровать?

Ответ: Ворует она от безвыходности своего положения, не всё в жизни зависит от человека, он должен быть защищён государством. В 50-х годах Солженицын заострил эту социальную проблему и до сих пор в своих выступлениях не устаёт повторять, что сполна и своевременно оплаченный труд может ускорить проводимые правительством реформы. Чиновники его слушают, но понимают ли?


20. Как складывались у Матрёны отношения с властью?

Ответ: Как и у всех односельчан, государство было глухо к их просьбам, равнодушно к их несчастьям. » У полотна,- объясняет Матрёна,- не коси — там свои хозяева, и в лесу косить нету – лесничество хозяин, и в колхозе мне не велят — не колхозница, мол, теперь…» «Председатель новый, недавний, присланный из города, первым делом обрезал всем инвалидам огороды. Пятнадцать соток песочка оставил Матрёне, а десять соток так и пустовало за забором».

«Стояли вокруг леса, а топки взять было негде… не продавалось торфу жителям, а только везли начальству, да кто при начальстве, да по машине учителям, врачам, рабочим завода. Топлива не было положено, и спрашивать о нём не полагалось. Председатель колхоза ходил по деревне, смотрел в глаза требовательно или мутно, или простодушно, о чём угодно говорил, кроме топлива. Потому что сам он запасся…» Актуальность приведённой цитаты не требует доказательств, нынешнее положение труженика вряд ли можно определить улучшившимся с тех пор. Пожалуй, из государственной опеки сегодня вычеркнуты и те, кто в 50-е ещё получал » да по машине…» от муниципальных щедрот.


21. Как противостояли деревенские женщины власти в борьбе за выживание?

Ответ: Они собирались по несколько человек для смелости и носили торф в мешках. Иногда по два пуда несли за три километра. «Спина у меня никогда не заживает, — признаётся Матрёна. — Зимой салазки на себе, летом вязанки на себе, ей-богу правда».


22. Как поступали власти, видя изнуряющий женский труд?

Ответ: Нагнетали страх. Чтобы устрашить односельчан, представители власти ходили с обыском, составляли протокол на незаконный торф и передавали в суд. Постоянный страх был спутником жизни Матрёны, но наступающие холода снова гнали её по ночам с мешком или санками.


23. Умели ли власти организовать людей на полезный и высокооплачиваемый труд?

Ответ: Власть не считала это своей обязанностью. Профессионализм -один из важнейших мотивов творчества Солженицына. К его лучшим страницам принадлежат технические описания в романе «В круге первом», диспетчерские тонкости в «Кречетовке», подробности болезней и методов лечения в «Раковом корпусе». Там же любимый солженицынский персонаж доктор Орещенков возмущается коллегой: » Он на пенсию перешёл… И в этот день выяснилось, что никакой он не рентгенолог, что никакой медицины он знать больше ни одного дня не хочет, что он — исконный пчеловод и теперь будет только пчёлами заниматься… Если ты пчеловод -что же ты лучшие годы терял?»

Человек, по мнению Солженицына, должен заниматься своим делом, которое знает и любит — не благодаря, не вопреки, а вне зависимости. Матрёна в работе тоже находит смысл жизни. Её сердит плохое отношение других к делу, мучит совесть за то, что и она была тут в одной упряжке:» Ни к столбу, ни к перилу эта работа. Станешь, об лопату опершись, и ждёшь, скоро ли с фабрики гудок на двенадцать. Да ещё заведутся бабы, счёты сводят, кто вышел, кто не вышел. Когда, бывалоча, по себе работали, так никакого звуку не было, только ой-ой-ойиньки, вот обед подкатил, вот вечер подступил».

Люди понимали безрезультатность «коллективного» труда. Они отбывали на рабочем месте положенные часы, а не выполняли дело, потому что заработки не вдохновляли, результаты труда никого не интересовали. Эту тему в русской литературе развивали и А.Н. Радищев, и Н.А. Некрасов, и М.Е Салтыков-Щедрин.

Озаглавив рассказ фразой «Матрёнин двор», А.И. Солженицын сосредоточил внимание читателей на удивительном мире русской женщины.


24. Какие отношения сложились между Матреной и рассказчиком?

Ответ: Между рассказчиком и Матреной обнаруживается духовная близость, устанавливаются доверительные отношения, основанные на самоуважении. Это объясняется тем, что у героев много общего. Они оба одиноки.

25. Что разрушает эту тишину, привычный устой их взаимоотношений?

Ответ: Приход Фаддея разрушает эту тишину, привычность, устойчивость настоящего, прошлое внезапно напоминает о себе.

   Горячее, незабытое, оно, оказывается, не исчезало, просто притаилось до срока. И срок пришел. Прошлое неожиданно осветило всю жизнь Матрены новым, трагическим светом. Перед нами появляется другая, еще не знакомая нам Матрена. Она, кажется, меняется даже чисто внешне: «Я откинулся – и в первый раз совсем по-новому увидел Матрену…»

Именно в этот вечер Матрена полностью раскрывается перед Игнатичем.


26. Дайте описание внешности Фаддея. Что она говорит о его характере?

Ответ: Фаддей является одним из персонажей произведения и представляется в образе четко отрицательного героя, противопоставленного отсутствию злобы у смиренной Матрены.

Григорьев Фаддей Миронович изображается в образе шестидесятилетнего мужчины, отличающегося высоким ростом, густыми черными волосами с редкой сединой, темной окладистой бородой, большими усами, лысым огромным лбом, полуслепыми глазами, неразгибающейся спиной.


27. Понял ли жертвенность Матрёны Фаддей, вернувшийся из венгерского плена?

Ответ: Он, не скрывая злобы, говорил о мести: «…если б то не брат мой родной — я бы вас порубал обоих». Матрёна любила его всегда, в момент воспоминаний о нём светлела лицом, волновалась, много лет грела её сердце вспыхнувшая однажды и не погасшая с годами любовь к Фаддею.


28. Что ещё сообщает автор о Фаддее?

Ответ: Жизненные мытарства истребили в нём сердечность и человеческие чувства. Люди потрясены смертями на железнодорожном переезде, а Фаддея мучает только одна мысль — спасти брошенные брёвна: «Именно это терзало душу чернобородого Фаддея всю пятницу и всю субботу. Дочь его трогалась разумом, над зятем висел суд, в собственном доме его лежал погибший сын, на той же улице — убитая им женщина, которую он любил когда-то, — Фаддей только ненадолго приходил постоять у гробов, держась за бороду. Высокий лоб его был омрачён тяжелой думой, но дума эта была — спасти брёвна горницы от огня и козней Матрёниных сестёр».

Порубал-таки Фаддей свою любовь, но и душа его при этом погибла.


29. Чем объяснить разницу непохожих душ Матрёны и Фаддея?

Ответ: Сравнивая жизненные пути героев, Солженицын даёт ответ на этот вопрос: жизненные невзгоды испытывают человека на прочность и его красоту.» Идейно-художественные искания автора находятся в сфере христианско-православного мировоззрения, — справедливо замечает А.А. Симакова. — Разные стороны жизни русской деревни 50-х годов отражены в рассказе, но нравственно — духовное содержание является в нём доминирующим».

Героиня живёт по законам христианства, её поступки и помыслы высвечены особой святостью, не всегда понятной окружающим. Поэтому отношение людей к ней разное: автор симпатизирует ей, любит тётю сын Фаддея, безутешна в горе её воспитанница Кира. А золовке, например, она показалась нечистоплотной, она упрекает Матрёну в том, что та «…за обзаводком не гналась, и не бережная, и даже поросёнка не держала…, помогала чужим людям бесплатно. И даже о сердечности и простоте Матрёны, которые золовка за ней признавала, она говорила с презрительным сожалением».


30. На что акцентирует внимание читателя автор? Какой “говорящий” эпитет характеризует этого героя?

Ответ: Солженицын виртуозно описывает внешность персонажа одним-единственным прилагательным “черный” — употребил его 6 раз подряд! И каждый раз оно воспринимается как новый изысканный эпитет: «черный старик», «черные волосы», «черная окладистая борода», «черные усы», «черные брови». Его «черная» внешность выступает как визуализированный, подсказывающий признак его черноты внутренней.


31. Прав ли автор, говоря: «Сорок лет пролежала угроза Фаддея в углу…а ударила-таки»? Что это за угроза?

Ответ: «Он, не скрывая злобы, говорил о мести: «…если б то не брат мой родной – я бы вас порубал обоих».»


32. Какой момент стал поворотным в жизни Матрёны? Почему?

Ответ: Кире и ее молодому мужу нужен был дом, чтобы удержать участок в Черустях. Для этого они просили Матрену отдать завещанную горницу уже сейчас. Это и стало поворотным в судьбе героини и повлекло ее смерть.


33. Почему Матрёна выходит замуж за Ефима?

Ответ: Фаддей — младший брат Ефима. Мать его умерла, в доме не было хозяйки, позвал он Матрену в жены со словами: «Мол, в нашу избу ты идти хотела, в нашу и иди».


34. Вы склонны осудить или оправдать Матрёну в этой ситуации?

Ответ: Матрена светлейшей души человек. Нет в ней греха. Живет она «в ладу с совестью». А что людям помогала «за спасибо», так должен же быть «на селе праведник», тот, кто станет мерилом человеческой добродетели.  

35. Что изменило обычный образ жизни Матрены?

Ответ: Раздел имущества стал причиной изменений.


36. Почему Матрене тяжело решиться отдать своей воспитаннице завещанную горницу при жизни?

Ответ: Матрёне не жалко горницы, ломка дома воспринимается ею как ломка всей её жизни. Горница для Матрёны – это вся её жизнь, ведь она прожила здесь около 40 лет, но она отдаёт горницу для нуждающейся в ней Кире, тем самым обрекая себя на гибель, по-другому она поступить не может. Зловещий черный старик Фаддей сразу понял, что можно сломить Матрену. В этом и есть какой-то мистический смысл, когда старик покушается именно на горницу.


37. Почему “не спит она две ночи”, думая о горнице? Жалко ли ей горницы? Свой ответ подтвердите цитатой из текста.

Ответ: Матрёне не жалко горницы, ломка дома воспринимается ею как ломка всей её жизни. Горница для Матрёны – это вся её жизнь, ведь она прожила здесь около 40 лет, но она отдаёт горницу для нуждающейся в ней Кире, тем самым обрекая себя на гибель, по-другому она поступить не может.

«не жалко было горницу, как и вообще ни труда, ни добра своего…»


38. Почему читатель верит ей?

Ответ: Потому что она:

  • сердечная и простая женщина:

«…И даже о сердечности и простоте Матрены, которые золовка за ней признавала…».

  • вежливая: 

«…тихо, вежливо, стараясь не шуметь, топила русскую печь…»,

«…Мне почти не слышались ее утренние хлопоты…»

  • деликатная, воспитанная:

«…Не мешала она моим долгим вечерним занятиям, не досаждала никакими расспросами. До того отсутствовало в ней бабье любопытство или до того она была деликатна, что не спросила меня ни разу: был ли я когда женат?..»

  • совестливый человек. Она в ладах со своей совестью:

«…У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей…»

  • не гонится за деньгами и имуществом:

«…за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросенка не держала, выкармливать почему-то не любила…»

«…Не гналась за обзаводом… Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни…»

«…Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей ур*дов и злодеев…»

«…она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы…»

  • доброжелательная: 
  • «…И всегда одни и те же доброжелательные слова раздавались мне из-за перегородки. Они начинались каким-то низким теплым мурчанием, как у бабушек в сказках…»
  • общительная женщина:

«…схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный…»

  • нежадная женщина: 
  • «…избу бы не жалко, живите…»
  • «…Не жалко было саму горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда…»
  • отзывчивый человек. Она помогает людям бесплатно:

«…глупая, помогала чужим людям бесплатно…»

«…по-глупому работающая на других бесплатно…»

«…Но не колхоз только, а любая родственница дальняя или просто соседка приходила тоже к Матрене с вечера и говорила: — Завтра, Матрена, придешь мне пособить. Картошку будем докапывать. И Матрена не могла отказать…»

  • независтливая:

«…еще говорила без тени зависти: — Ах, Игнатич, и крупная ж картошка у нее! В охотку копала, уходить с участка не хотелось, ей-богу правда!..»

  • бескорыстный человек. Она не берет денег за свою помощь:

«…— Что ж, платили вы ей? — приходилось мне потом спрашивать. — Не берет она денег. Уж поневоле ей вопрятаешь…»


39. Почему он чувствует, что события действительно закончатся трагически?

Ответ: Вспомните загадочное начало рассказа — о поездах, сбавляющих по непонятным причинам ход на одном из железнодорожных переездов; страх Матрены перед поездом; пропажу святой воды (плохое предзнаменование!) на Богоявление; исчезновение колченогой кошки.


40. Где автор уже успел подготовить нас именно к такому финалу?

Ответ:

1. Загадочное начало о поездах, сбавляющих по непонятным причинам ход на одном из железнодорожных переездов.
2. 
Страх Матрёны перед поездом.
3. 
Пропажа святой воды на Богоявление – плохое предзнаменование.
4. 
Исчезновение колченогой кошки.

41. Попробуйте поискать эти авторские “подножки”, подставленные читателю.

Ответ:

1. Загадочное начало о поездах, сбавляющих по непонятным причинам ход на одном из железнодорожных переездов.
2. 
Страх Матрёны перед поездом.
3. 
Пропажа святой воды на Богоявление – плохое предзнаменование.
4. 
Исчезновение колченогой кошки.


42. Зачем Матрена бросается вдогонку за санями?

Ответ: Ею движет стремление помочь, а не отсидеться в стороне. Именно поэтому она оказывается между санями и трактором на злополучном железнодорожном переезде. К тому же все эти годы Матрёна остро ощущала вину перед Фаддеем, что не дождалась его с войны. Разгадка уподобления Матрёны праведникам и в ёмком вопросе Игнатича, адресованном самому себе, и знавшего ответ («И зачем на переезд проклятый пошла? – отдала горницу, и весь её долг, рассчиталась…»), и в последних словах, услышанных Игнатичем от Матрёны, прежде чем она «тревожно» качнёт головой и убежит вслед за санями: «И что было двух не снарядить? Один бы трактор занемог – другой потянул. А теперь чего будет – Богу весть!»


43. Как автор показывает нам тревогу за Матрену, ощущение того, что случится беда?

Ответ: Предзнаменованием станет в жизни Матрёны пропажа котелка со святой водой на водосвятии («Исчез котелок, как дух нечистый его унёс… Вернулась Матрёна печальная. Всегда у неё была святая вода, а на этот год не стало.») Предвестье – исчезновение любимой кошки, к которой Матрёна относилась как к члену семьи. («Ещё и это пришибило Матрёну».)


44. Что поведала нам подруга Маша о последних минутах жизни Матрены, о произошедшей трагедии на переезде?

Ответ: Подруга Матрены, Маша, пришедшая с рабочими, рассказала, что через переезд перевалил трактор с первыми санями, но застряли вторые, самодельные, так как лопнул тянувший их трос. Трактор попытался их вытянуть, сын Фаддея и тракторист ладили трос, им взялась помогать и Матрена. Машинист следил за тем, чтобы поезд с Черустей не нагрянул. А тут подавали задом маневровый паровоз, двигавшийся без огней, он и смял их троих.


45. Проследите за поведением людей, собравшихся на похоронах Матрены. Охарактеризуйте их.

Ответ: Людей, действительно искренне переживающих смерть Матрёны, очень мало – близкая подруга, «вторая» Матрёна и воспитанница Кира.

   «Тут узнал я, что плач над покойной не просто есть плач, а своего рода политика. Слетелись три сестры Матрёны, захватили избу, козу и печь, заперли сундук её на замок, из подкладки пальто выпотрошили двести похоронных рублей, приходящим всем втолковывали, что они одни Матрёне были близкие…

  И совсем уже не обрядно – простым рыданием нашего века, не бедного ими, рыдала злосчастная Матрёнина приемная дочь – та Кира из Черустей, для которой везли и ломали эту горницу. Её завитые локончики жалко растрепались. Красны, как кровью залиты, были глаза. Она не замечала, как сбивается на морозе ее платок, или надевала пальто мимо рукава. Она невменяемая ходила от гроба приемной матери в одном доме к гробу брата в другом, — и еще опасались за разум её, потому что должны были мужа судить».

Все остальные лишь изображают горе, за текстом их плачей и причитаний ощущается желание заполучить наиболее выгодную часть наследства. Фаддей вообще не приходит на похороны – он занят спасением горницы. И, оказалось, что уходит Матрёна из жизни, так никем и не понятая, никем по-человечески не оплаканная.

 Обратимся к финалу рассказа:

«Все отзывы её о Матрёне были неодобрительны: и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросенка не держала, выкармливать почему-то не любила; и, глупая, помогала чужим людям бесплатно (и самый повод вспомнить Матрёну выпал – некого было дозвать огород вспахать на себе сохою).

И даже о сердечности и простоте Матрены, которые золовка за ней признавала, она говорила с презрительным сожалением.

   И только тут – из этих неодобрительных отзывов золовки – выплыл передо мною образ Матрёны, какой не понимал её, даже живя с нею бок о бок.

   В самом деле! – ведь поросёнок-то в каждой избе! А у нее не было. Что может быть легче – выкармливать жадного поросенка, ничего в мире не признающего, кроме еды! Трижды в день варить ему, жить для него – потом зарезать и иметь сало.

 А она не имела…

Не гналась за обзаводом… Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни.

  Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев.

 Не понятная и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей,  но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, — она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы…

  Все мы жили рядом к ней не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.

   Ни город.

Ни земля наша».

46. Кто из них искренне переживает смерть Матрены, горечь ее утраты?

Ответ: Людей, действительно искренне переживающих смерть Матрёны, очень мало – близкая подруга, «вторая» Матрёна и воспитанница Кира.

   «Тут узнал я, что плач над покойной не просто есть плач, а своего рода политика. Слетелись три сестры Матрёны, захватили избу, козу и печь, заперли сундук её на замок, из подкладки пальто выпотрошили двести похоронных рублей, приходящим всем втолковывали, что они одни Матрёне были близкие…

  И совсем уже не обрядно – простым рыданием нашего века, не бедного ими, рыдала злосчастная Матрёнина приемная дочь – та Кира из Черустей, для которой везли и ломали эту горницу. Её завитые локончики жалко растрепались. Красны, как кровью залиты, были глаза. Она не замечала, как сбивается на морозе ее платок, или надевала пальто мимо рукава. Она невменяемая ходила от гроба приемной матери в одном доме к гробу брата в другом, — и еще опасались за разум её, потому что должны были мужа судить».

Все остальные лишь изображают горе, за текстом их плачей и причитаний ощущается желание заполучить наиболее выгодную часть наследства. Фаддей вообще не приходит на похороны – он занят спасением горницы. И, оказалось, что уходит Матрёна из жизни, так никем и не понятая, никем по-человечески не оплаканная.


47. Автор признает, что и он, породнившийся с Матреной, никаких корыстных интересов не преследующий, тем не менее, так до конца ее и не понял. И лишь смерть раскрыла перед ним величественный и трагический образ Матрены. В чём он заключается?

Ответ: Весь рассказ этот — своего рода покаяние, раскаяние в нравственной слепоте окружающих, включая и самого Игнатича.

Герой (а вместе с ним, конечно, и автор) преклоняет голову перед человеком большой бескорыстной души, безответным, беззащитным, придавленным трудным существованием. Он понимает, что с уходом Матрены уходит из жизни что-то ценное и важное…


48. Какие слова из текста можно взять эпиграфом к образу Матрены? В чем трагичность ее судьбы?

Ответ: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша.»

Трагизм судьбы Матрёны не только в потерянном женихе, пропавшем без вести муже и умерших детях. Эти события она переживала вместе со всей страной. Трагизм её жизни проявился тогда, когда Матрёна, отдав без жалости часть дома, становится жертвой человеческой жадности, стяжательства, пьянства. И страна, после войны окончательно превратившись в бюрократическое государство, оказалась с народом по разные стороны. Паспортов крестьяне не имели, зарплату и пенсию им не платили, леса на постройку домов у них не было, колхозные трактора для частных перевозок не давали и т. п. Трагизм и в том, что односельчане не могли понять тех добрых чувств, которыми руководствовалась Матрёна в жизни. Поэтому и после её смерти родственники хотят поскорее захватить “добро”, которое осталось после неё.


49. Почему Матрена рассказывает о своей жизни Игнатичу?

Ответ: Потому что ему тоже пришлось пережить трудные времена, и он научился понимать и сострадать.


50. Можно ли назвать Матрену Васильевну красивой? В чём заключается эта красота?

Ответ: Матрена — это женщина в возрасте, немощная и часто болеющая. Когда-то была сильной и носила тяжелые мешки, могла остановить и сдержать коня. Но теперь это женщина слабая, с желтоватым лицом.

«…кругловатое лицо хозяйки показалось мне желтым, больным. И по глазам ее замутненным можно было видеть, что болезнь измотала ее…»

Внешне трудно сказать, чем отличается Матрена, какова ее красота? Но важны не столько наружные черты, сколько внутренняя чистота, богатство, прекрасный духовный облик героини рассказа А. Солженицына. Это добрая, порядочная, трудолюбивая и работящая женщина, приветливая, безотказная, когда просят помочь. Она напомнила рассказчику праведницу, без таких людей не обходятся ни село, ни город, а мир существует, потому что живут такие малозаметные внешне и большие душой люди, как Матрена, героиня Солженицына, поэтому она красива, безусловно, своей редкой душевной красотой.

51. Кто виноват в гибели Матрены: люди, события, судьба?

Ответ: Роковой силой, которая смогла убить безгрешную Матрёну, можно назвать внука и мир стяжателей, дельцов, хищников, который олицетворяет старик Фаддей: » Сорок лет пролежала его угроза в углу, как старый тесак, — а ударила-таки»; и колхоз, вымотавший физические силы «за палочки»; и трест торфоразработки, который сравнен в тексте с признаком крепостничества:» Что ж, воровали раньше лес у барина, теперь тянули торф у треста»; и местная власть, которой за бумажку каждодневно кланяться надо.


52. Первый вариант названия рассказа «Не стоит село без праведника». Раскройте его философский смысл.

Ответ: Смысл в том, что другие люди не замечают, что существуют, благодаря бескорыстной помощи Матрены, которой никто не оценил, не поблагодарил, напротив, только ругали, говорили плохо о женщине, не понимая, что это есть чистый душой человек, настоящая праведница, потому что все свои откладывает дела, когда ее просят, зная, что никто не скажет спасибо, все равно живет ради других, воспитывает дочь бывшего жениха, ничего сама для себя не попросит и отдаст последнее, — настоящая праведница.

Матрена более безгрешна, чем кошка, которая ловит мышей все же.


53. Как растолковать смысл начального названия рассказа?

Ответ: Изначально рассказ «Матренин двор» назывался «Не стоит село без праведников». Кто такие праведники? Это люди, живущие согласно религиозным правилам и нравственным устоям. Так вот, суть этого названия заключалась в том, что села России держатся на тех, кто живет по этим правилам и чтит такие общечеловеческие ценности как труд, сострадание, добро и взаимопомощь. Название было изменено с целью придания повествованию более частного характера.


54. Изменился ли смысл названия рассказа под вторым заголовком? Как?

Ответ: Второе название – “Матренин двор”; – несколько изменило угол зрения: нравственные начала стали иметь четкие границы только в пределах Матрениного двора. В более широком масштабе села они размыты, окружающие героиню люди часто отличаются от нее. Озаглавив рассказ “Матренин двор”, Солженицын сосредото­чил внимание читателей на удивительном мире русской женщины.

Кроме того, Матренин двор – это один из ключевых образов рас­сказа. Описание двора, подробное, с массой деталей, лишено ярких красок: Матрена живет “в запущи”.  Автору важно подчеркнуть не­разрывность дома и человека: разрушат дом – погибнет и его хо­зяйка.


55. Как вы понимаете заключительные слова произведения? Согласны ли вы с ними?

Ответ: Последние слова точно характеризуют Матрену, героиню Солженицына. Прочитав о ней рассказ, понимаешь, что это необыкновенно добрый, чуткий, отзывчивый человек, каких мало.


56. В чем смысл слова “праведник”?

Ответ: Кто такой «праведник»? По словарю Ожегова:

«Во-первых, человек, живущий в соответствии с религиозными правилами; во-вторых, человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности (правила, определяющие нравы, поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе).»

57. В чем, по-вашему, заключается смысл заглавия рассказа “Матренин двор”?

Ответ: Смысл названия «Матренин двор» в том, что рамки двора простой крестьянки раздвигаются до масштабов целой страны, и идея нравственности превращается в общечеловеческую идею. Отсюда можно сделать вывод, что основной мыслью произведения «Матренин двор» является не повествование истории отдельной деревни, а попытка показать создание нового взгляда на жизнь страны и на власть, управляющую народом.


58. С гибелью Матрены рушится ли этот мир?

Ответ: Матрены не стало, горько и по-настоящему сожалела о ней только «полувековая подруга» Маша, да сильно страдала воспитанница Кира, провожая совсем «не обрядовым» плачем, из-за горницы которой погибла женщина. Другие люди только спешили выполнить традицию и в голос поплакать, когда рыдали над гробом, но совсем не сожалели о самом человеке. Никто не заметил, что не стало такой доброй и бескорыстной души, они не поняли, что мир потерял с гибелью Матрены Васильевны. Родственницы поскорее разделят имущество, забудут старшую сестру. Соседки обойдутся без помощи и попросят кого-то другого подсобить, когда им надо. Но село обеднело, потеряв с уходом особенной женщины, которая никогда не гналась за материальным имуществом, не спешила обзавестись большим хозяйством, знала лишь невзгоды и тяготы, но не унывала и не растеряла драгоценного дара — своей сердечности, человечности. Нет, мир не рухнул, но стал уже не таким добрым, щедрым, прекрасным, отзывчивым.


59. Кто сможет защитить “Матренин двор”?

Ответ: После смерти Матрены защитить «Матренин двор» будет некому – село потеряло единственную добрую и бескорыстную душу.


60. Этот вопрос сложный, он еще раз возвращает нас к переосмыслению разговора о смысле жизни. В чём он заключается, исходя из рассказа А.И. Солженицына?

Ответ: Смысл жизни в понимании Матрены Васильевны это не накопление, а отдача всего, что возможно, другим. На протяжении всей своей трудной судьбы она жертвовала своим здоровьем и силами, отказываясь даже от вознаграждения, она отдавала всю свою любовь и сострадание, не требуя ответных чувств. Матрена жила, радуясь каждому дню, с благодарностью принимая и отдавая то, что ей преподносила жизнь. В конце повествования рассказчик говорит о том, что «она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».


61. Как вы думаете, нужны ли такие праведники в нашей жизни? Почему? Зачем?

Ответ: Конечно, нужны. В мире всегда должны быть те, на кого можно равняться или хотя бы к этому стремиться.

 В этом был убежден и сам автор. (Первоначальное наз. рассказа — «Не стоит село без праведника»). Солженицын говорит, что только у тех людей лица хорошие, кто в ладу со своей совестью. А смерть Метрены – начало гибели нравственных устоев, которые она укрепляла своей жизнью. Если в понимании Матрены «добро» — это бескорыстная помощь другим, любовь и сострадание, то для большинства ее односельчан – это имущество, утварь, накапливаемое состояние. В подмене исконного значения понятия «добро» другим, искаженным, автор видит проявление духовного кризиса, поразившего общество. Этот рассказ является своего рода покаянием автора за нравственную слепоту людей. Солженицын преклоняет голову перед человеком бескорыстной души, но беззащитным. А это значит, что нет благополучия в обществе, где подавляется лучшее. Гибнет Матрена и рушится этот мир, уходит из жизни то важное и ценное, что не поддается дележу и примитивным житейским оценкам.


62. Возможно ли праведничество в нашей жизни и знаете ли вы людей, которых можно назвать праведниками?

Ответ: Праведник – человек чистый, который всегда жертвовал собой ради других и погибал за своих каждый раз, не уставая. В современном мире понятие «праведник» давно изменило значение, в глазах каждого отражаясь по-разному. Одни уверены, что «праведник» – это религиозный человек, соблюдающий все каноны, кто-то не сомневается, что «праведник» – помогающий всем вокруг и жертвующий собой себе во вред. Если мыслить глубже, праведник – это состояние души не во благо мнения других, а для личного спокойствия. Праведный человек – тот, что не живет с грузом обид и разочарований на душе. Он помогает другим, потому что чувствует, что это правильно, а не потому, что другие могут осудить его за бездействие. Праведников в нашем мире достаточно, но они всегда будут нужны, чтобы поддерживать гармонию в мире.


63. Кто из писателей затрагивал эту же проблему? Каково их понимание праведничества?

Ответ: Проблема праведничества прослеживается в творчестве русских писателей Лескова, Чехова, Платонова, Солженицына.

В сказке «Маланья – голова баранья» Н. С. Лесков изображает женщину, которой односельчане дали такое неблагозвучное прозвище. Маланья отличается добротой, отзывчивостью. Она не мерит свои поступки личной выгодой. Женщина свято верит в Бога и боится совершить грех. Она не жалуется, не обижается, радуется жизни. Селяне смеются над ней, она прощает их. Лесков восхищается героиней, и ненавязчиво показывает читателю нравственный смысл ее поступков. Не пустили богатые люди Живую Душу в свой дом, направили к Маланье. Она побеспокоилась о голодном, уставшем человеке. Это характеризует ее как милосердного человека, готового помочь. Праведничество лежит в основе ее характера.

Своим характером Маланья похожа на героиню рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор». Мир, окружающий Матрену, полон зла, зависти, предательства, несправедливости. Она смогла устоять против искушения, не уподобилась окружающим ее людям. Она отзывчивая, готова всегда прийти на помощь. Люди же, пользуясь ее помощью, находили в ней недостатки и осуждали ее. Матрена научилась самому главному в жизни: она живет в ладу с окружающим миром. В образе Матрены сильна православная традиция. Были у нее суеверия. Слова о том, что она правой рукой будет на том свете креститься, соединяют ее крепко с православной верой.

Не стоит село без праведника, говорят в народе. Произведения русских классиков подтверждают эту мысль.


64. Какие ещё проблемы вы увидели в этом рассказе?

Ответ: основной проблемой рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор» является противопоставление одинокой женской доли жестокому и безнравственному обществу. Также подсвечены проблемы ненужного самопожертвования, нежелания становиться одним из огромной серой массы, противопоставления себя государству. Проблема выбора жизненного пути, проблема нравственной красоты человека.


65. Есть ли в произведении такие моменты, которые вас потрясли?

Ответ: Меня очень тронула сцена поминок, когда родственники оплакивали Матрёну и в процессе горького оплакивания в своих стенаниях перешли на раздел небогатого имущества покойной.


66. Как русский характер понимает Солженицын?

Ответ: Писателя привлек  русский народный характер, сумевший сохранить себя в страшных потрясениях и катаклизмах двадцатого века. Солженицын не ограничился описанием главной героини рассказа Матрены, а создал собирательный образ русского народа. История жизни Матрены помогла автору расширить рамки повествования. Он говорит не только о послевоенных тяжелых годах, но и о всех тех катаклизмах, в которых оказался русский народ: революции, войны. Таким образом, не только время, но и пространство в рассказе расширяется: от небольшого двора Матрены до масштабов всей страны.

    Образ многострадального русского народа в рассказе является заглавным и центральными и при этом весьма значительным для писателя. Этот рассказ, как замечал сам автор, «полностью автобиографичен и достоверен».

    Матрена же становится символом страдающей русской женщины, матери и, быть может, символом самой многострадальной Родины писателя.

    Символичность Матрены заключается не только в ее судьбе, но и в русском характере. Мы можем говорить, что героиня Солженицына становится воплощением русского национального характера именно потому, что, несмотря на все беды, она не ожесточилась. Она сохранила в себе доброту и милосердие, бескорыстие, готовность прийти на помощь. Она трудолюбива, ни на кого не держит зла и бесконечно терпелива. Ее выгнали из колхоза, а она на общие работы выходит, чтобы людям помочь. Она и горницу свою отдала Кире, чтобы та участок земли получила. И даже мужикам, которые часть ее избы увозят, Матрена бросается на помощь. Она и погибает под поездом, помогая Фаддею перевозить бревна от ее же собственного дома.

    Автор подчеркивает, что одно из основных качеств Матрены — ее доброта. Именно поэтому он показывает, как лучезарная улыбка освещает ее простое, по-крестьянски круглое лицо. Облик героини дополняет и певучая, истинно народная русская речь. А. И. Солженицын изобразил народный характер, тип русской женщины-праведницы. Праведность Матрены раскрывается не на героическом материале. Она реализует себя в совершенно обыденной обстановке. Она живет так же, как жили все простые люди в это время. Солженицын рисует свою героиню на фоне колхозной жизни 1950-х годов с ее бесправием и пренебрежением к обычному человеку.

    Праведность Матрены состоит не в героических поступках, а в том, что она живет не во лжи, что она сумела в нечеловеческих условиях сохранить доброе сердце и живую душу. Матрена — это тот тип по-настоящему доброго русского человека, без которого не было бы и России.


67. Какие ещё представления о русском народном характере заявлены в рассказе?

Ответ: Писателя привлек  русский народный характер, сумевший сохранить себя в страшных потрясениях и катаклизмах двадцатого века. Солженицын не ограничился описанием главной героини рассказа Матрены, а создал собирательный образ русского народа. История жизни Матрены помогла автору расширить рамки повествования. Он говорит не только о послевоенных тяжелых годах, но и о всех тех катаклизмах, в которых оказался русский народ: революции, войны. Таким образом, не только время, но и пространство в рассказе расширяется: от небольшого двора Матрены до масштабов всей страны.

    Образ многострадального русского народа в рассказе является заглавным и центральными и при этом весьма значительным для писателя. Этот рассказ, как замечал сам автор, «полностью автобиографичен и достоверен».

    Матрена же становится символом страдающей русской женщины, матери и, быть может, символом самой многострадальной Родины писателя.

    Символичность Матрены заключается не только в ее судьбе, но и в русском характере. Мы можем говорить, что героиня Солженицына становится воплощением русского национального характера именно потому, что, несмотря на все беды, она не ожесточилась. Она сохранила в себе доброту и милосердие, бескорыстие, готовность прийти на помощь. Она трудолюбива, ни на кого не держит зла и бесконечно терпелива. Ее выгнали из колхоза, а она на общие работы выходит, чтобы людям помочь. Она и горницу свою отдала Кире, чтобы та участок земли получила. И даже мужикам, которые часть ее избы увозят, Матрена бросается на помощь. Она и погибает под поездом, помогая Фаддею перевозить бревна от ее же собственного дома.

    Автор подчеркивает, что одно из основных качеств Матрены — ее доброта. Именно поэтому он показывает, как лучезарная улыбка освещает ее простое, по-крестьянски круглое лицо. Облик героини дополняет и певучая, истинно народная русская речь. А. И. Солженицын изобразил народный характер, тип русской женщины-праведницы. Праведность Матрены раскрывается не на героическом материале. Она реализует себя в совершенно обыденной обстановке. Она живет так же, как жили все простые люди в это время. Солженицын рисует свою героиню на фоне колхозной жизни 1950-х годов с ее бесправием и пренебрежением к обычному человеку.

    Праведность Матрены состоит не в героических поступках, а в том, что она живет не во лжи, что она сумела в нечеловеческих условиях сохранить доброе сердце и живую душу. Матрена — это тот тип по-настоящему доброго русского человека, без которого не было бы и России.


68. Можно ли сказать, что рассказ А.И. Солженицына “Матрёнин двор” связывает некоторые мотивы предшествующей литературы с последующими мотивами современных литературных произведений? Приведите примеры.

Ответ: Мне кажется, что рассказ “Матрёнин двор” своеобразно связывает некоторые мотивы предшествующей литературы – мотивы, возникающие у Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, С. А. Есенина, с последующими – с теми, которые будут у Ф. Абрамова, В. Распутина, В. Астафьева, В. Белова.