Итоги 13 главы

Подробное решение итоги главы Глава 13 по биологии для учащихся 8 класса, авторов Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. 2018

Ответьте на вопросы, выполните задания

1. Вопрос

Сколько хромосом имеют половые клетки человека, а сколько соматические?

Ответ:

Половые клетки человека имеют по 23 хромосомы, а соматические по 46.

2. Вопрос

От чего зависит пол ребенка?

Ответ:

Пол ребенка зависит от половой хромосомы. Женская половая клетка имеет один вид хромосом — Х, а мужская два вида — только Х или только Y. При оплодотворении возможно образование зиготы с ХХ-хромосомами и с XY-хромосомами. В первом случае рождается девочка, во втором — мальчик.

3. Вопрос

Рассмотрите рис. 94, найдите место, где изображен процесс овуляции. Определите по схеме, через сколько дней он происходит со дня начала предшествующей менструации.

Ответ:

Через 14 дней.

4. Вопрос

Рассмотрите рис. 95. Найдите органы, входящие в мужскую половую систему и не входящие в нее.

Ответ:

Мужская половая система включает два семенника (яички), придатки, расположенные в мошонке, семявыносящие протоки и ряд желёз, в том числе простату.

К половой системе мужчин не относится мочевой пузырь, мочеиспускательный канал.

5. Вопрос

Разберите по рис. 97 этапы оплодотворения. Скажите: какой пол будет у родившегося ребенка, если половая хромосома сперматозоида Y?

Ответ:

Если половая хромосома сперматозоида Y, то родится мальчик.

6. Вопрос

Как происходит развитие зародыша до образования плаценты?

Ответ:

После слияния яйцеклетки и сперматозоида образуется зигота, которая начинает активно делиться — дробится. В результате дробления образуется зародыш — полый внутри многоклеточный шарик с ворсинками на поверхности. Когда зародыш спускается в матку, ворсинки цепляются за ее рыхлые стенки и прирастают к ней. Через эти ворсинки из крови матери поступают необходимые зародышу питательные вещества и кислород. У зародыша в первую очередь формируются хорда, спинной и головной мозг, кишечник, печень и сердце. В месте прикрепления зародыша к матке образуется плацента. Ее называют также детским местом, потому что здесь кровеносные сосуды матери соприкасаются с сосудами плода. Плодом зародыш начинают называть только после образования плаценты.

7. Вопрос

Почему закон Геккеля-Мюллера, утверждающий, что в индивидуальном развитии повторяется историческое развитие вида, осуществляется лишь частично?

Ответ:

В процессе индивидуального развития зародыш и плод повторяют историческое развитие вида (закон Геккеля-Мюллера). Однако это повторение не является полным, поскольку органы развиваются с разной скоростью.

8. Вопрос

Рассмотрите рис. 99, 100 и объясните, почему формирование органов происходит неравномерно и как это сказывается на пропорциях тела.

Ответ:

Рост человека идет неравномерно. Каждая часть тела, каждый орган развивается по своей программе. В первый месяц зародышевого развития лидирует голова. У двухмесячного плода голова по величине превосходит туловище. Это и понятно: в голове находится головной мозг, а он является важнейшим органом, согласующим и организующим сложную работу органов и систем. Так же рано начинается развитие сердца, кровеносных сосудов и печени. У новорожденного ребенка голова достигает половины своего окончательного размера. До 5-7-летнего возраста идет быстрый прирост массы и длины тела. При этом руки, ноги и туловище растут поочередно: вначале — руки, затем — ноги, потом — туловище. Размер головы в этот период увеличивается медленно. Важным событием в жизни каждого человека является полуростовой скачок. Его называют полуростовым потому, что после его прохождения длина тела достигает половины окончательной величины. Обычно это бывает в 5-7-летнем возрасте. В младшем школьном возрасте от 7 до 10 лет рост идет медленнее. Если раньше более быстро росли руки и ноги, то теперь лидером становится туловище. Оно растет равномерно, так что пропорции тела не нарушаются. Следующий ростовой скачок происходит в подростковом возрасте. Руки растут так интенсивно, что организм не успевает приспособиться к их новым размерам, отсюда некоторая неуклюжесть и размашистость движений. После этого начинают расти ноги. Только когда они достигнут своего окончательного размера, включается в рост туловище. Сначала оно растет в высоту, а уже затем начинается рост в ширину. В этот период окончательно формируется телосложение человека.

9. Вопрос

В чем различие наследственных и врожденных заболеваний?

Ответ:

Наследственные болезни возникают при нарушении генного аппарата. Врожденные заболевания связаны с повреждением организма ребенка в период внутриутробного развития

10. Вопрос

Чем опасны венерические заболевания и СПИД?

Ответ:

Венерические болезни вначале чаще всего поражают половые органы, но затем инфекция распространяется на весь организм. Особенно опасны сифилис и гонорея, которыми даже здоровый человек, ведущий правильный образ жизни, может заразиться бытовым путем через предметы обихода.

У больной матери практически всегда рождается ребенок уже больной сифилисом.

СПИД опасен тем, что при этом заболевании разрушается иммунная система человека. Болезнь на сегодняшний день неизлечима. СПИДом заражаются через кровь — использование одного шприца наркозависимыми людьми, переливание зараженной крови, плохо стерилизованный инструмент стоматологических и косметологических учреждений, от больной матери к плоду. Болезнь можно получить, ведя беспорядочную половую жизнь.

11. Вопрос

Как влияют на организм табакокурение и алкоголь?

Ответ:

Табакокурение и алкоголь влияют на психическое и физиологическое здоровье человека.

Опасное психическое состояние «белая горячка» с галлюцинациями и запоями.

Цирроз печени, ожирение сердца, гастрит, онкологические заболевания легких, перемежающаяся хромота, вялость мышц, тремор рук, половая дисфункция, генетические нарушения у потомства — это совсем небольшой список нарушений здоровья вызываемые табаком и алкоголем.

12. Вопрос

Как действуют наркотики на организм?

Ответ:

Наркотики действуют на организм разрушающе, это заболевание — наркомания практически не поддается излечению. Привыкание развивается очень быстро. Наркоманы страдают психическими расстройствами, галлюцинациями, при окончании действия наркотических средств происходит резкая смена настроения от «благодушия» к агрессии. Большая часть страдает СПИДом, сердечными расстройствами, циррозом печени, гепатитом «С», кожными заболеваниями в виде трофических язв.

13. Вопрос

Какие свойства человеческой личности (темперамент, характер) определяются наследственностью, а какие приобретаются в общении с другими людьми, в результате воспитания и самовоспитания?

Ответ:

Наследственностью определяется темперамент, а характер приобретается на основе темперамента при общении с другими людьми, в результате воспитания и самовоспитания.

14. Вопрос

Какой тип высшей нервной деятельности характерен для темперамента: меланхолика? Холерика? Сангвиника? Флегматика?

Ответ:

Люди со слабой нервной системой относятся к меланхоликам. Из-за слабости нервных процессов они обладают сравнительно низким уровнем психической активности, медлительностью, сдержанностью в движениях. Эмоции их глубоки и устойчивы, но внешне слабо выражены

Люди с сильной нервной системой различаются по темпераменту.

Холерики — люди с сильной, но неуравновешенной психикой и преобладанием процессов возбуждения и слабым процессом торможения.

Среди людей с сильной и уравновешенной нервной системой выделяют сангвиников и флегматиков. У сангвиников процессы возбуждения и торможения подвижны, легко сменяют друг друга. У флегматиков эти процессы с трудом сменяют друг друга, отличаясь большой инертностью.

15. Вопрос

Что такое характер? Как происходит его формирование?

Ответ:

Под характером понимают совокупность устойчивых черт личности, складывающихся под влиянием воспитания и самовоспитания, деятельности, общения с другими людьми. Характер обусловливает типичную для данного человека манеру поведения.

16. Вопрос

Какое влияние интересы, склонности и способности оказывают на выбор профессии?

Ответ:

Интересы личности — это форма проявления познавательных потребностей, определенная направленность сознания на получение информации в определенной области знаний. Склонность — это предрасположенность к определенным видам деятельности. Интересы и склонности не всегда совпадают.

Под способностями понимают индивидуальные психические свойства личности, являющиеся необходимым условием успешного выполнения той или иной деятельности. Способности складываются из природных задатков и развиваются в процессе обучения и трудовой деятельности в избранной области.

При выборе профессии необходимо учитывать все три составляющие, даже если у человека нет склонности к определенному виду деятельности, но есть интерес, то появляются и возможности к овладению этим видом деятельности, однако нужно понимать, что больших высот достичь не удастся. Например, человек со средним ростом никогда не станет «звездой» баскетбола или прыжков высоту, несмотря на упорный труд. Но и людям с определенными склонностями и способностями не стать первыми, если они не будут их развивать, полагаясь только на природные задатки.

При выборе специальности приходится сочетать личные интересы и склонности с теми рабочими местами, которые предоставляет общество.

Дополните предложения

1. Зародыш становится плодом после образования плаценты.

2. Яйцеклетка развивается в пузырьке, называемом фолликул.

3. Отторжение внутренней поверхности стенки матки, сопровождающееся кровотечением, называется менструацией. Она происходит, если яйцеклетка оказалась неоплодотворенной.

4. Перемежающаяся хромота является следствием табакокурения.

Отметьте верные утверждения

1. В яйцеклетке человека содержится 23 хромосомы.

4. Опухание молочных желёз у мальчиков и появление секрета — результат гормональной перестройки при половом созревании и лечения не требует.

5. Благодаря наружным ворсинкам, расположенным на оболочке, зародыш укрепляется в стенке матки и получает из нее питательные вещества.

8. Люди меланхолического темперамента имеют слабый тип высшей нервной деятельности.

9. Экстраверты — общительные люди, живущие интересами других людей, нередко в ущерб своим собственным интересам.