Подробное решение параграфа «§6. Строение, состав и соединение костей» по биологии для учащихся 8 класса, авторы: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д., 2018
Вспомните
1. Вопрос
Что такое скелет?
Ответ:
Скелет человека — это совокупность костей человеческого организма, пассивная часть опорно-двигательного аппарата. Служит опорой мягким тканям, точкой приложения мышц (система рычагов), вместилищем и защитой внутренних органов.
2. Вопрос
Какие типы скелетов встречаются в животном мире?
Ответ:
В животном мире встречаются следующие типы скелетов:
— гидростатический (у моллюсков и круглых червей);
— наружный (у ракообразных и насекомых);
— внутренний (у радиолярий, каракатиц и позвоночных).
Ответы к вопросам лабораторной работы № 4.
1. Вопрос
Какие свойства натуральной кости вы можете назвать?
Ответ:
Натуральная кость обладает прочностью, упругостью, твердостью.
2. Вопрос
Сожмите пережженную кость, попытайтесь ее согнуть. Что при этом происходит? Какими свойствами обладает пережженная кость?
Ответ:
Пережженная кость не сгибается, она рассыпается на твердые частицы, потому что становится хрупкой из-за отсутствия органических веществ.
3. Вопрос
Попробуйте согнуть и растянуть декальцинированную кость. Изменились ли ее свойства?
Ответ:
Декальцинированная кость сгибается и растягивается, но не держит форму, потому что минеральные вещества, придающие кости прочность отсутствуют.
4. Вопрос
Объясните, почему кости (натуральные, декальцинированные, пережженные) обладают различными свойствами?
Ответ:
Кости состоят из неорганических и органических веществ, которые по совокупности придают кости прочность, твердость, упругость. Если какого-либо из составляющих компонентов не хватает, то свойства костей изменяются. При недостатке органических веществ кости теряют упругость, при недостатке неорганических — прочность.
1. Вопрос
Какие функции выполняет скелет? На какие части он подразделяется?
Ответ:
Скелет выполняет функции опоры, движения и защиты.
Различают скелет головы — череп, скелет туловища, к которому прикрепляются пояса конечностей — плечевой и тазовый, и кости свободных конечностей — рук и ног.
2. Вопрос
Докажите, что в движении участвуют не только мышцы, но и кости.
Ответ:
Скелет вместе с мышцами составляет двигательный аппарат. Кости в этом аппарате выполняют пассивную роль. Они являются рычагами, которые перемещаются в результате сокращения мышц.
3. Вопрос
Как классифицируют кости по форме?
Ответ:
Кости отличаются друг от друга формой и размерами. Различают длинные, короткие и плоские кости.
Примером плоских костей могут служить кости черепа, лопатки; длинных (трубчатых) — кости плеча, предплечья, бедра, голени; коротких — многие кости кисти и стопы.
4*. Вопрос
Нарисуйте схему строения трубчатой кости.
Ответ:
5. Вопрос
За счет чего кости растут в длину и в ширину?
Ответ:
В толщину кости растут за счет надкостницы, в длину — за счет замещения хрящевой ткани костной в зонах роста.
6. Вопрос
Как устроено компактное вещество кости?
Ответ:
Компактное вещество пронизано мельчайшими костными канальцами, по которым проходят сосуды и нервы. Вокруг них располагаются костные клетки, которые выделяют межклеточное вещество, имеющее форму костных пластинок. Костные пластинки в несколько слоев окружают полость канальца, образуя цилиндры, вложенные один в другой. Костные клетки располагаются позади каждого ряда. Они соединены между собой, образуя единую систему. Компактное вещество, находящееся под надкостницей, образует наружный слой кости.
7. Вопрос
Чем кости ребенка отличаются от костей пожилого человека?
Ответ:
У детей в костях процент органических веществ больше, поэтому они более гибкие и упругие, менее ломкие, но легче поддаются искривлению. С возрастом кости становятся более хрупкими, так как в них увеличивается процентное содержание минеральных солей.
8. Вопрос
Приведите примеры неподвижных, полуподвижных и подвижных соединений костей.
Ответ:
Неподвижно соединены кости черепа, кроме нижней челюсти.
Полуподвижное соединение осуществляется с помощью хрящей. Так соединены между собой позвонки, а также 10 пар ребер с грудиной.
Подвижные соединения костей называют суставами
9. Вопрос
Как устроен сустав?
Ответ:
Сустав образуют две или несколько костей, соединенных друг с другом прочными тяжами — связками из соединительной ткани.
Одна из костей образует суставную головку, другая — суставную впадину. Головка и впадина покрыты гладким суставным хрящом. Это облегчает движение костей. Сустав находится в суставной сумке. Ее стенки выделяют суставную жидкость, уменьшающую трение костей при движении и осуществляющую питание суставного хряща, в котором нет кровеносных капилляров.
10*. Вопрос
Внутри суставной сумки давление меньше, чем в окружающем воздухе. Чему это содействует: улучшению подвижности или повышению прочности сустава? Что произойдет, если герметичность суставной сумки будет нарушена?
*для проверки своего предположения проведите следующий контрольный опыт. Возьмите стакан, приложите его ко рту и втяните в себя воздух так, чтобы стакан присосался к лицу. Теперь нажмите на кожу углов рта и впустите атмосферный воздух. Почему присосавшийся стакан отпадает?
Ответ:
Давление в суставе ниже атмосферного (отрицательное давление). Это препятствует расхождению костей и придает суставу прочность.
Синовиальные (суставные) сумки — это небольшие по размеру карманы, которые в своей полости содержат жидкость, которая уменьшает механическую нагрузку на сам сустав, поглощает удар, уменьшает трение поверхностей кости в суставе.
Если нарушить герметичность суставной сумки, то синовиальная жидкость вытечет из нее, давление сравняется с атмосферным, головки суставных костей при трении друг о друга будут стачиваться, в результате сустав потеряет прочность.
При проведении контрольного опыта, можно убедиться, что если мы втянем в себя воздух, то в стакане создается вакуум, как только мы нарушим герметичность, атмосферное давление в стакане и окружающем воздухе сравняется, и в нём пропадёт вакуум — присосавшийся стакан отпадёт.