Практическая работа №1

Подробное решение Практической работы №1 для учащихся 9 класса, Учебник по химии, авторы: Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, издательский центр «Вентана-Граф».

1. Природа реагирующих веществ (состав и строение).

а) В две пробирки поместите немного чёрного порошка оксида меди (II). В первую пробирку добавьте 1 мл серной кислоты, а во вторую – 1 мл соляной кислоты. Наблюдайте признаки химической реакции. В какой из пробирок она протекает быстрее?

б) В одной пробирке смешайте твёрдые кристаллические соли: сульфат натрия и хлорид бария. В другой пробирке смешайте растворы этих солей. Отметьте свои наблюдения.

2. Площадь поверхности соприкосновения (контакта) веществ.

а) В одну пробирку поместите железную кнопку или стружку, а в другую – порошок железа. Добавьте в каждую пробирку по 1 мл раствора сульфата меди (медного купороса). Через некоторое время наблюдайте произошедшие изменения.

б) В одну пробирку поместите кусочек мрамора, а в другую – мраморный порошок. Добавьте в каждую из пробирок по 1 мл соляной кислоты. Что наблюдаете?

3. Концентрация.

В две пробирки поместите по одинаковому кусочку железной стружки или по одной грануле железа. В первую пробирку добавьте 1 мл разбавленной серной кислоты, а во вторую – 1 мл концентрированной серной кислоты. В какой пробирке реакция протекает быстрее?

4. Температура.

а) В пробирку поместите немного чёрного порошка оксида меди (II) и добавьте 1 мл разбавленной серной кислоты. Отметьте наблюдения. Затем пробирку немного нагрейте на пламени спиртовки (или в электронагревателе для пробирок). Что изменилось? Почему?

б) Получите гидроксид меди (II). Для этого в пробирку с 2 мл раствора сульфата меди добавьте (по каплям!) раствор щёлочи. Гидроксид меди (II) – студенистый осадок голубого цвета. Нагрейте его на пламени спиртовки (или в электронагревателе для пробирок). Отметьте признак реакции.

5. Катализатор.

В пробирку налейте 2 мл перекиси водорода. Добавьте немного чёрного порошка оксида марганца (IV). Отметьте свои наблюдения.

Ответ:

Факторы, влияющие на скорость химических реакцийУравнения реакцийНаблюденияСкорость реакцийВыводы
1. Природа реагирующих веществ.а) CuO + H2SO4 ⟶ CuSO4 + H2O  

CuO + 2HCl ⟶ CuCl2 + H2O
Растворение чёрного оксида меди (II) и окрашивание раствора в голубой цвет. Скорость реакций зависит от природы реагирующих веществ.
б) Na2SO4 + BaCl2 ⟶ 2NaCl+BaSO4При взаимодействии растворов наблюдается выпадение белого осадка.В сухом виде медленно (не идёт), в растворённом —  быстроТвёрдые вещества в растворенном состоянии реагирует быстрее.
2. Площадь поверхности соприкосновения вещества) Fe + CuSO4 ⟶ FeSO4 + CuПокрытие поверхности железа медьюС кнопкой медленно Со стружкой быстро С порошком очень быстроСкорость реакции растёт при увеличении степени измельчённости твердых веществ.
б) CaCO3 + 2HCl ⟶ CaCl2+H2O+CO2Выделение газа без цвета и запахаc кусочком мрамора медленно с мраморным порошком быстроСкорость реакции растёт при увеличении степени измельчённости твердых веществ
3. Концентрация.Fe + H2SO4 ⟶ FeSO4 + H2Выделение газа без цвета и запахас разбавленной кислотой медленно с концентрированной быстроСкорость реакции растёт при увеличении концентрации реагирующих веществ
4. Температураа) CuO + H2SO4 ⟶ CuSO4 + H2OРастворение чёрного оксида меди (II) и окрашивание раствора в голубой цветпри комнатной температуре медленно при нагревании быстроСкорость реакции растёт при увеличении температуры
 б) CuSO4+2NaOH ⟶ Na2SO4 +Cu(OH)2↓  

Cu(OH)2   (t) ⟶ CuO + H2O
В первой реакции наблюдается выпадение студенистого осадка голубого цвета. Во второй реакции (при нагревании) наблюдается изменение цвета осадка с голубого на черный
5. КатализаторH2O2 ⇸  

2H2O2  (MnO₂) ⟶ 2H2O + O2
При добавлении оксида марганца (IV) наблюдается бурное выделение газа без цвета и запаха.Без оксида марганца (IV) медленно (не идёт) с оксидом марганца (IV) очень быстроКатализаторы многократно ускоряют скорость реакции